Одаренные дети

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ, 

ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАБОТУ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

ЦЕЛЬ: Создание системы  по  выявлению, сопровождению и поддержке  одарённых детей.

ЗАДАЧИ, обеспечивающие достижение цели, ориентированы на совершенствование каждого элемента системы работы с одаренными детьми:

  1. Создавать и поддерживать многоуровневую и многофункциональную обогащенную образовательную среду для выявления и развития одаренных детей,  для реализации их интеллектуальных и творческих способностей в процессе учебной и научно-исследовательской деятельности, предъявления их достижений
  2. Создать систему сопровождения одаренных детей через обеспечение деятельности сети образовательных учреждений, осуществляющих эксклюзивное образование одаренных детей и детей, мотивированных к получению качественного образования и создание специальных условий для инклюзивного образования одаренных детей в общеобразовательных учреждениях
  3. Обеспечивать необходимыми нормативно-правовыми, финансово-экономическими, материально-техническими, научно-методическими, кадровыми и информационными  ресурсами работу с одаренными детьми
  4. Осуществлять поддержку одаренных учащихся и педагогов, работающих с одаренными детьми на уровне города

Деятельность  с одаренными детьми строится на основе МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ: системно-деятельностном, диалектическом, гуманистическом, компетентностном.

Системно-деятельностный подход обеспечит на уровне муниципалитета и образовательного учреждения выявление и развитие одаренных детей, включенность их в осознанную деятельность, в систему мероприятий. Для реализации разработанной системы работы с одаренными детьми необходимо выявление механизмов сочетания этих уровней и перехода от одного уровня к другому.

Диалектический подход позволит учащимся совместно с педагогами не только выявлять противоречия в предметном содержании, исследуемом материале и осуществлять поиск путей их разрешения (как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности), тем самым развивать мышление и способность к различным видам деятельности на разных уровнях сложности, а также овладеть всеобщим принципом противоречия как интеллектуальным инструментом исследования и познания окружающего мира. Этот подход позволяет не только выявить исходную основу развития одаренности – мышления, но и создавать условия для его развития и определять необходимые для этого  средства.

Гуманистический подход опирается на  восприятие Человека как наивысшей ценности,  принятие каждого ребенка таким, признание его неповторимости и уникальности, уверенность в его возможностях и потенциальных внутренних силах для позитивного творческого развития.

Компетентностный подход позволит выявлять и обобщать как опыт одаренных школьников, обеспечивающий их достижения, так и опыт педагогов, направленный на диагностику актуальных и потенциальных способностей, на развитие мотивации, интереса к деятельности, интеллектуальных и операциональных способностей, личностных свойств, необходимых для развития одаренности, на преодоления личностных проблем одаренных детей.

При организации работы с одаренными детьми необходимо опираться на следующие ПРИНЦИПЫ:

доступность условий и услуг, направленных на выявление и развитие способностей и одаренностей для всех детей независимо от территории проживания, социального положения и состояния здоровья;

личностная ориентация образовательных услуг, способствующих максимальному раскрытию и развитию личностного потенциала  одаренных детей;

многоуровневость и многофункциональность  профессионально организуемой деятельности, обеспечивающей включенность в нее каждого ребенка с целью выявления его задатков и создания необходимых условий для их развития;

открытость и информированность образовательного сообщества о системе работы с одаренными детьми на разных уровнях;

адекватность предоставляемых образовательных услуг уровню развития способностей детей, непрерывность и преемственность в их психолого-педагогическом сопровождении.

СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПО  РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ