Исследовательская работа на тему «Формирование навыков говорения на уроках немецкого языка на начальном этапе в основной школе»

Из опыта работы учителя немецкого языка МБОУ «Гимназия №3» г. Дубны Пауковой Ирины Витальевны

Введение. В последнее время концепция многоязычия стала определяющей в подходе Совета Европы к проблеме изучения иностранных языков. Согласно монографии «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка», многоязычие — это не многообразие языков, которое можно понимать как знание нескольких языков или сосуществование нескольких языков в данном обществе [12]. Многоязычие возникает по мере расширения в культурном аспекте языкового опыта человека от языка, употребляемого в семье, до языка, употребляемого в обществе, до овладения языками других народов, причём коммуникативная компетенция формируется на основе всех знаний и опыта, где все языки взаимосвязаны и взаимодействуют.

С этой точки зрения цель языкового образования изменяется. Теперь совершенное (на уровне носителей языка) овладение одним или более языками отдельно друг от друга не является целью. Целью становится развитие такого лингвистического репертуара, где есть место всем лингвистическим умениям.

Немецкий язык в основной школе чаще всего изучается как второй  иностранный после английского. При изучении второго иностранного языка речь идёт о дальнейшем развитии общих компетенций с учётом взаимодействия культур нескольких изучаемых языков. В программе базового курса обучения немецкому языку основной и ведущей целью обучения на современном этапе является формирование коммуникативной компетенции, т. е. готовности и способности осуществлять иноязычное общение в определённых программой пределах. Достижение целей обучения предполагает овладение иноязычным общением как минимум на уровне элементарной коммуникативной компетенции в говорении, аудировании и письме, и продвинутой коммуникативной компетенции в чтении.

В учебном процессе формирование и развитие иноязычных навыков и умений осуществляется во всех видах речевой деятельности. Говорение занимает одно из ведущих мест на уроке иностранного языка в школе, и обучение этому виду речевой деятельности ведётся на протяжении всего школьного курса обучения ИЯ. От начального этапа, где говорение, как считают исследователи, носит в основном  репродуктивный характер, до уровня сформированности элементарной коммуникативной компетенции в говорении к окончанию базового курса. В итоге, школьники должны овладеть продуктивными навыками и умениями, способностью варьировать и комбинировать изученный материал в речи при решении конкретных коммуникативных задач в стандартных ситуациях общения.

         Актуальность исследования обусловлена необходимостью адекватного овладения немецкой речью в процессе обучения в условиях средней школы. Поиски способов и путей повышения эффективности обучения второму иностранному языку (после английского) в последнее время стали более активными. Это возможность использования ряда интенсивных методик и добавление нового в традиционную, а также учёт индивидуально-психологических особенностей школьников, индивидуализация и дифференциация.

Цель настоящей работы заключается в выявлении особенностей формирования навыков говорения на начальном этапе обучения (в 5-х классах) немецкому языку как второму иностранному  в основной школе. Из этого вытекают следующие задачи:

  1. Проанализировать имеющуюся методическую литературу по проблеме развития навыка говорения.
  2. Изучить индивидуально-психологические особенности школьников в обучении устной речи, умений и навыков.
  3. Рассмотреть особенности обучения немецкому языку как второму после английского
  4. Изучить и сравнить УМК по теме настоящей работы.
  5. Разработать методические рекомендации в рамках темы. Создать  комплекс заданий и упражнений с целью формирования речевых способностей учащихся, включающий: упражнения для формирования общих аудитивных навыков, упражнения и методические приемы для обучения монологической речи; обучение диалогической речи с использованием текста – образца.
  6. Разработать систему контроля оценивания устного ответа учащихся.

Объектом данного   исследования   является   процесс   развития   навыка  говорения, осуществляемый в условиях коммуникативно-направленного обучения.

Предметом исследования выступает методика формирования навыков говорения на немецком языке как второму иностранному на начальном этапе в основной школе.

Теоретической значимостью работы является систематизация методологических подходов, принципов на формирование навыков говорения.

Практическая ценность настоящей работы состоит в возможности использовании результатов исследования в обучении школьников немецкому языку как второму иностранному на начальном этапе в средней школе. Результаты  работы могут быть использованы для преподавания курса методики немецкого языка в высшей школе.

По теме настоящей работы в соответствии с её целью и задачами была изучена отечественная литература таких авторов как Бим И.Л., Пассов Е.И., Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Соловова Е.Н, Рогова  Г.В., Зимняя И.А. и других, а также представителя зарубежной  методики М. Кох.

Данная работа состоит из двух глав.  В первой главе раскрываются научные основы осуществления развития навыка говорения на уроке иностранного языка, рассматриваются виды и формы работы  при обучении говорению, требования к его осуществлению, а также  в настоящей работе уделено внимание специфике обучения немецкому языку как второму после английского. Во второй главе показаны методические приёмы обучения говорению, организации учебного процесса, направленного на развитие коммуникативных навыков, сравнение существующих УМК, Практическая часть работы включает разработку системы упражнений и критерии оценивания устного ответа учащихся

Читать полностьюword_ikonka

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.


Оставить комментарий

Чтобы иметь возможность оставлять комментарии, вы должны войти.