Формирование методической системы. Из опыта работы учителя музыки гимназии №3 Троицкой С.В.

Троицкая Светлана Вячеславовна учитель музыки

МБОУ Гимназии №3 г. Дубны Московской области».

http://svetlanatroitskaya.jimdo.com/,   sve58476759@yandex.ru

В основе методической системы лежит «Формирование ценностно- нравственной ориентации личности ребенка на уроках музыки и во внеурочной деятельности через развитие его художественной культуры с помощью современных образовательных технологий и деятельностного подхода».

Основная идея: заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивающей формирование целостного мировосприятия человека, его умения ориентироваться в жизнен­ном информационном пространстве.

Проблема ведущей идеи: на современном этапе развития общества возникают противоречия между общечеловеческими духовными ценностями и нынешним уровнем «культуры потребления».

Идея методической системы: создание условий для приобщения к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям,  при которых формируется  личность духовно компетентная, с коммуникативными навыками, готовая к постоянному самообразованию и решению проблем, выстраивающая социальные отношения с  обществом, с миром в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

Цель методической системы: развитие художественной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры; создание условий для формирования ценностно-нравственной ориентации личности ребенка с помощью современных образовательных технологий и через личностно-деятельностный подход в образовании, используемых как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности.

Основной задачей данной методической системы обучения является развитие компетентного подхода (компетентность как сочетание умений и навыков, знаний и способностей, необходимых для успешного выполнения конкретных рабочих ролей и задач) в формировании духовно-нравственных качеств личности ребенка, развитие опыта эмоционально-цен­ностного отношения к искусству, как социально- культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Ценностные ориентиры содержания

  1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.
  2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.
  3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.
  4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.
  5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.
  6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы.
  7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.
  8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях города.

Сущность собственной методической системы

  • ориентирована на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника.
  • Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у под­растающего поколения интереса и уважения к своим истокам.
  • Сегодня в современной школе происходит переориентация образования от подхода «знания – умения – навыки» к компетентному подходу. В этих условиях, по мнению Светланы Вячеславовны, учитель является не просто источником знаний, а скорее проводником в мире информации, которая окружает формирующуюся личность. Учитель становится тьютором. В связи с этим на первый план выступает необходимость научить ребенка учиться.

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

  • Построение коммуникативно- ориентированной образовательной среды, как необходимого условия для развития личности и ее ключевых компетенций
  • Развитие самостоятельной деятельности через компетентностно — ориентированные технологии
  • Работа с одаренными детьми
  • Повышенное внимание и активная работа с детьми из неблагополучных семей
  • В содержание методической системы входит:
  • государственный стандарт образования, как основной документ образования
  • учебный план образовательного учреждения, программа развития ОУ
  • программа по музыке, учебно-методические комплекты «Музыка» (Планета знаний) с 1-4 классы автора Т.И.Баклановой и «Музыка» автора Е.Д.Критской
  • дополнительные учебные пособия.

Реализация методической системы опирается на следующие методы музыкального образования и эффективные образовательные технологии

  • метод художественного, нравственно – эстетического познания музыки
  • метод интонационно – стилевого постижения музыки
  • метод игры
  • принципами творческого динамического обучения, как современной формой образования школьников;
  • методиками диагностики психофизиологических особенностей обучения школьников;
  • эффективными технологиями обучения, основанными на использовании современных форм и активных методов обучения;
  • методикой проведения интерактивного образовательного мероприятия для детей;
  • приемами эффективного донесения и визуализации информации во время образовательного мероприятия;
  • управлением коммуникациями в образовании школьников;
  • творческим подходом к обучению и к профессиональной деятельности, в целом навыками экспертного мышления;
  • современными методами оценивания результатов обучения школьников;
  • эффективным способом мониторинга и оценки деятельности.

 

Построение коммуникативно- ориентированной образовательной среды, как необходимое условие для развития личности и ее ключевых компетенций.

Данный вид деятельности направлен на достижение обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов при изучении музыки. формирование мотивации к музыкальному творчеству.

 

Достижение планируемых результатов ФГОС

Личностные:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
  • развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал;

Метапредметные результаты:

Познавательные:

Учащиеся научатся:

  • логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
  • применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
  • осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
  • использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая);
  • пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета.

Учащиеся получат возможность:

  • научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  • удовлетворять потребность в культурно — досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
  • прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
  • мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
  • действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

  • понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
  • слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
  • использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

Предметные результаты:

У учащихся будут сформированы:

Учащиеся научатся:

  • активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
  • слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты разных композиторов;
  • ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
  • наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения;
  • моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
  • воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
  • основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.
  • опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
  • приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

  • совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
  • создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
  • творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;

Средства, направленные на достижение результатов

  • Для достижения поставленных целей и задачи на уроках и во внеурочной деятельности использую современные образовательные технологии: игровую, информационно-коммуникационную, здоровьесберегающую технологии, фольклорную арт -технологию, технологию творческих проектов, элементы  проблемного обучения и тьюторского сопровождения деятельности учащихся.
  • Виды деятельности (деятельностный подход) на уроках разнообразны: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интони­рование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструменталь­ные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

Помимо исполнительской деятельности, творческое нача­ло учащихся проявляется в размышлениях о музыке (ориги­нальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка произведений искусств), художественных импро­визациях (сочинение стихов, частушек, рисунки на темы музыкальных произведений и песен), самостоятельной индивиду­альной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

Наиболее интересная форма исследовательской деятельности в образовательной области «Музыка» – проектная. В основе данной технологии лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Тематика проектов определяется стремлением пополнить объём знаний по истории музыки, осознание себя как со — творца художественного произведения. В связи с этим особую роль приобретает проявление творческих способностей участников проекта. Защита проекта проходит в форме, соответствующей содержанию предмета: проведение экскурсий, презентация, организация выставки, концерт и др. Именно метод проектов позволяет организовать подлинно творческую, исследовательскую деятельность.

Например, проект «Бальные танцы». Творческая работа позволила собрать материал об истории танцев, узнать тайну их названий, приобщиться к общечеловеческим духовным ценностям и представить результат своей работы с использованием современных информационных технологий.

В проекте «История частушки» подробно рассматривается история появления частушек, проявление творчества в сочинении собственных частушек, в истории их существования прослеживается их связь с историей России. Итогом проектной деятельности стало создание иллюстрированного сборника частушек и концертного костюмированного вокального и инструментального исполнения.

Проект «Сто пословиц для мудрецов, любящих музыку», созданный ученицей второго класса, был лауреатом на всероссийском конкурсе исследовательских проектов «Талантоха – исследователь».

Таким образом, формы организации исследовательско — проектной деятельности учащихся дают возможность каждому ученику осознать себя как личность, поверить в свои силы и сделать очередной шаг в формировании духовно-нравственных качеств, так как опыт эстетического переживания неотделим от нравственного.

 Скачать статью pdf

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.


Оставить комментарий

Чтобы иметь возможность оставлять комментарии, вы должны войти.